Корпоративная культура в небольших компаниях: зачем нужна и как сформировать
Корпоративная культура есть практически везде, даже в небольшой кофейне, цветочном магазине или маленьком агентстве. Зачем она нужна и как её сформировать, чтобы она приносила пользу бизнесу, — рассказали эксперты по найму и подбору персонала на мероприятии «Мой бизнес-лагерь» в Тюмени.
Авторы:
Ольга Хайдарова, бизнес-партнёр по персоналу ООО «НДТ РУС»
Фёдор Селиванов, генеральный директор, собственник CRT ex: Creative
Мария Гаранина, эксперт рынка труда, руководитель направления по работе с розничными сетями NielsenIQ
Зачем нужна корпоративная культура в компании

Корпоративная культура напрямую связана с нашей глубинной потребностью принадлежать к «племени». Раньше жить в одиночку было практически невозможно. А поддержка и признание внутри группы давали чувство безопасности и уверенности, что всегда кто-то придёт на помощь. Точно так же корпоративная культура создаёт для сотрудников современный эквивалент того самого племени. Работая в компании с определёнными правилами, ценностями и традициями, человек ощущает себя частью чего-то большего, чем просто выполнение задач.
Когда в компании есть понятная сотрудникам корпоративная культура, люди уже не просто ходят на работу — они принадлежат сообществу, которое объединяет их не только профессиональными обязанностями, но и ценностями. Это мотивирует их выкладываться на 100%, заботиться о коллегах, помогать друг другу, потому что чувство общности усиливает уверенность в себе и даёт больше ресурсов для личностного и профессионального роста.
Что входит в корпоративную культуру: стартовый набор
☑️ Ясные роли и ответственность
В каждой компании члены команды должны знать, кто за что отвечает. Это помогает избегать хаоса и распределять задачи так, чтобы всё шло согласно плану.
☑️ Ценности
Компания основывается на ключевых принципах, которые определяют её действия. Например, небольшая творческая команда может ценить креативность и свободу самовыражения, а стартап в ИТ — инновации и быстрые решения.
☑️ Формат общения и уровень субординации
В компании есть установленные нормы коммуникации и принятия решений. Например, руководитель может быть хорошим приятелем для своих подчинённых, но при этом его решения не подвергаются сомнению.
☑️ Ритуалы и традиции
В компании должны быть регулярные события, объединяющие коллектив. Например, пятничные кофе-брейки или еженедельные встречи, на которых вы обсуждаете результаты, делитесь успехами и проблемами.
☑️ Общий язык и стиль
Профессиональные термины, стиль общения и даже шутки создают ощущение принадлежности к одной команде.
Как сформировать корпоративную культуру: пошаговый план
Небольшие компании больше завязаны на людей. Ваш коллектив уже сформировал какую-то корпоративную культуру, и хорошо отталкиваться от того, что уже есть, — осталось только всё оформить и закрепить.
1️⃣ Организуйте встречу с сотрудниками и предупредите, что на ней будете обсуждать миссию и ценности компании. На встрече спросите у сотрудников, какими ценностями они руководствуются в работе. Выпишите те, которые назвали сразу несколько человек. От этого можно отталкиваться, когда будете разрабатывать культуру компании.
2️⃣ Закрепите основные принципы корпоративной культуры «на бумаге». Чем чаще их видят сотрудники — тем больше они руководствуются ими.
Как можно зафиксировать корпоративную культуру?
• Повесить плакат с ценностями в офисе на видном месте.
• Описать корпоративную культуру в карточке компании на hh.ru.
• Сделать презентацию, описывающую корпоративную культуру, и отправить рассылку с ней всему коллективу.
•Добавить описание в welcome book — документ для новых сотрудников, в котором собрана информация о компании, корпоративной культуре и правилах поведения.

Корпоративная культура должна быть закреплена в умах и сердцах сотрудников — это идеальный сценарий. И конечно, у нас висит список принципов на входе в офис, а также элементы корпоративной культуры описаны в welcome book.
Как внедрить корпоративную культуру
Если вы учитывали мнение сотрудников при формировании корпоративной культуры, то внедрить её несложно:
1) Транслируйте ценности сами. Например, одна из главных ценностей компании — пунктуальность. Это может быть особенно важно тем, кто работает в сфере услуг. Соблюдайте общепринятое правило и никогда не опаздывайте на встречи с сотрудниками.
2) Проводите стратегические сессии. Это мероприятия, в которых участвуют все сотрудники. На них обсуждают глобальные цели бизнеса, планы компании на год и способы их достижения. Стратегические сессии на всех сотрудников помогут ещё раз убедиться, что вы все движетесь в одном направлении.
3) Адаптируйте новых сотрудников. Когда в коллектив приходит новичок, нужно погрузить его в корпоративную культуру компании. Закрепите за новым работником самого общительного сотрудника и попросите курировать его на протяжении месяца: отвечать на возникающие вопросы, знакомить с коллегами, рассказывать о компании, ритуалах и принятых в коллективе правилах.
Что делать, если сотрудник саботирует корпоративную культуру?
Если корпоративная культура устраивает практически всех сотрудников, но есть человек, который её игнорирует, с ним лучше расстаться. Он может оказать негативное влияние на коллектив, и саботировать корпоративную культуру начнут уже все ваши сотрудники.
Когда нанимаете нового сотрудника, обязательно проверьте, соответствуют ли его ценности вашим.

Бывает такое, что сотрудник классный, но он не готов разделять ценности компании. В таком случае мы от него отказываемся. Я считаю, что ценностно вовлечённый сотрудник в любом случае проявит себя лучше и принесёт больше пользы компании, чем суперпрофи, который подталкивает к саботажу весь коллектив.
Итоги
• Корпоративная культура поможет объединить коллектив, мотивировать кандидатов работать у вас, а текущих сотрудников — оставаться с вами надолго.
• Практически в каждой компании уже есть какие-то элементы корпоративной культуры — их нужно закрепить и рассказывать о них новым сотрудникам.
• Руководитель должен поддерживать корпоративную культуру и транслировать ценности своими действиями.
• Если сотрудник саботирует корпоративную культуру, с ним лучше прекратить рабочие отношения.