Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь

Если вы используете в работе классические инструменты обратной связи и получаете результаты раз в год, у нас плохие новости: такой подход не работает. Опрашивать команды стоит каждый квартал, а лучше еще чаще. Это позволит вовремя реагировать на любые проблемы, удерживать и развивать сотрудников. На саммите HR Digital 2021 компании hh.ru и London Gates поделились опытом внедрения непрерывной обратной связи с помощью платформы kakdela 360.

⏱ Время прочтения — 7 минут

Почему важно оперативно получать обратную связь

1. Поддержание благополучия и «счастья» сотрудников. «Сложно найти и легко потерять» — именно так можно охарактеризовать ситуацию с персоналом на рынке труда. Каждое увольнение обходится работодателю дорого — после приходится заниматься поиском и адаптацией нового человека. Например, при уходе ИТ-специалиста компания теряет сумму, равную двум его годовым окладам.

В текущих реалиях, когда на удаленке ослабевает связь сотрудника с компанией и идет глобальная смена приоритетов и ценностей, удержание персонала можно смело называть одной из основных задач HR-департамента. Однако сохранить сотрудника сложно, если вы не знаете, что его не устраивает. Когда менеджмент затягивает с решением проблем, персонал уходит.

2. Развитие эффективности команд и потенциала каждого сотрудника. Менеджеру по персоналу важно понимать, что происходит с эффективностью и взаимодействием внутри команд. А руководителям департаментов полезно отслеживать ситуацию по каждому сотруднику. Опросы показывают, у кого снижена мотивация, кто перегружен, где происходят конфликты. Видя объективную картинку, можно влиять на продуктивность и помогать коллегам лучше реализовывать себя в профессии.

3. Создание благоприятной для инноваций среды. Открытая корпоративная культура — один их главных трендов на рынке труда. Сотрудникам важно находиться в диалоге с начальством и друг с другом. Благодаря этому они становятся участниками процессов, а не просто исполнителями обязанностей. Сопричастность растет, а вместе с этим — и количество свежих идей для развития бизнеса.

Для автоматизации опросов настроений и обратной связи от сотрудника к сотруднику мы запустили платформу опросов kakdela 360. Она помогает быстро оценивать мотивацию и эффективность сотрудников, показывает проблемные точки в командах и позволяет вам быстро реагировать на них.

На саммите HR Digital 2021 компании hh.ru и London Gates поделились опытом внедрения сервиса:

  • Рассказали, зачем и почему пришли к непрерывной и всесторонней обратной связи;
  • Как лучше бороться с возражениями сотрудников;
  • Как работать с полученными данными.

Опыт hh.ru: когда нужно «бежать» еще быстрее

Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Марина Львова, директор по организационному развитию hh.ru

«HeadHunter — компания, которой важна обратная связь от сотрудников. Мы хотим слышать каждого, понимать, что человек думает о нашей стратегии, инструментах, как ему работается внутри команды, как он себя чувствует и какие у него есть предложения. Многие инициативы, которые мы реализуем, предложены нашими коллегами.

Много лет раз в год мы проводили «Оценку 360». Самой важной ее частью для нас была социограмма — взаимодействие людей друг с другом. Опрос занимал несколько недель и требовал большого количества усилий от сотрудников. Мы собирали важные для нас данные, но с большой задержкой. Получать обратную связь от сотрудников раз в год для ИТ-компании — критично мало. Реагировать нужно быстро в рамках месяца или квартала. Не залеживать проблему, а исправлять ситуацию и удерживать сотрудников, мотивация которых падает.

Когда появилась платформа kakdela360 — это был прорыв. Мы получили те же социальные связи внутри компании, но в режиме онлайн. Поэтому я начала раскатывать этот сервис на всю компанию. Мотивация сотрудников перейти на новый тип опросов была простой — он экономил время. К тому же я была влюблена в систему, и мне очень хотелось влюбить в нее коллег.

Для меня важно смотреть на компанию целиком. С помощью опросов я получаю цифры и могу посмотреть на ситуацию сверху, а дальше углубиться в аналитику по подразделениям, разным трекам и маркерам. Как директор я смотрю на общие показатели. А лиды команд уже анализируют эффективность команды и отчеты по каждому сотруднику».

Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Вся обратная связь по сотруднику собирается в его профиле. Здесь можно увидеть оценки, которые ему поставили коллеги, результаты Performance Review и открытые комментарии

Опыт компании London Gates: как развивать культуру доверия в распределенной команде

Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Юлия Десятникова, основатель центра London Gates Education Group, доктор наук, психолог, бизнес-консультант
Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Алексей Балакирев, директор образовательного центра London Gates в Латвии

«Пять с половиной лет назад мы оказались в точке очень быстрого роста — количество сотрудников резко выросло с 50 до 150. Раньше все сидели на одном этаже и знали, что происходит в компании, а теперь сотрудников много, они находятся в разных офисах и странах. Мы поняли, что нужно искать инструмент, который позволит охватить всех и даст оперативное понимание, в какую сторону смотреть и какие решения по персоналу принимать. Стали искать инструменты и нашли kakdela.

Параллельно с внедрением сервиса мы решили повернуть нашу корпоративную культуру в сторону радикальной прямоты. Во время быстрого роста поняли, что наш тип корпоративной культуры — разрушительная эмпатия. Когда все вовлечены, друг друга любят, поэтому говорят только хорошее, чтобы не обидеть коллегу. В долгосрочной перспективе такой подход непродуктивен. Мы стали работать над этим вместе с запуском опросов.

Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Из книги «Радикальная прямота. Как управлять, не теряя человечности», Скотт Ким

Нам нужно было дать базовое знание, что такое конструктивный фидбэк, что человек может чувствовать, получая его, как обходится с этими чувствами.

Чтобы сотрудники заполняли опросы, мы рассказывали, зачем это нужно и как это помогает компании принимать правильные решения и влияет на общие показатели. Объяснения мы подкрепили общими встречами, где обсуждали фидбэк. Проговаривали, что будем менять, а где перемены невозможны. Коллеги увидели, что их мнение влияет на курс компании и заполняемость вопросников выросла.

Для нас опросы — это возможность померить «температуру по больнице» или в каком-то конкретном подразделении практически в режиме реального времени. Мы смотрим все: что изменилось, когда мы повысили зарплату или поставили кактус в комнату, как это влияет на вовлеченность сотрудников (нажмите на изображение, чтобы увеличить его).

Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Кроме оценок и ответов сотрудников на опросы настроений и вовлеченности, HR получает подробные отчеты с трендами и визуализацией данных

Поскольку в компании работает меньше 400 человек, мы смотрим на каждого отдельного сотрудника. Нам важна траектория человека в компании — рост или падение показателей и что происходило с ним в этих точках. При этом мнение высказывается не руководителем, а коллегами. И у нас есть возможность посмотреть, кто какой вклад вносит в его оценку.

Раз в месяц результаты разбираются топ-менеджментом. Мы получаем отчет, в котором есть всё необходимое целиком по компании, каждому филиалу и каждому сотруднику. Например, когда мы видим, что показатели эффективности сотрудника начали стремительно падать, мы смотрим на причины. Возможно, у человека невыносимая нагрузка или «расстрельная» должность, когда нужно прийти и поддержать его своим авторитетом.

Услышать и среагировать: как и зачем развивать непрерывную обратную связь
Оценка сотрудников друг другом проходит по шкалам «Навыки» и «Работа в команде». Среднее значение оценок определяет его место в общем рейтинге. С помощью визуализации данных HR может следить за падающими и восходящими рейтингами и быстро определять low- и top-перформеров

Данные, которые мы получаем, — это звонок, сигнал, что нужно посмотреть на ситуацию более глубоко и комплексно. Мы начинаем исследовать, а после принимаем взвешенное решение».

Что нужно знать, если вы задумались о внедрении непрерывной обратной связи в компании

Когда стоит внедрять обратную связь?

  • Когда люди уходят и нет явного понимания, как этого избежать.
  • Когда вы уже прислушиваетесь к сотрудникам, но вам не хватает данных.
  • Когда руководители уже проводят встречи one to one и нуждаются в системных показателях.
  • Когда вы растите эффективность сотрудников, но пока локально.
  • Когда вы формируете кадровый резерв, но ориентируетесь только на ревью лидов или отстающее 360.

Как работать с возражениями?

#1. Быть откровенными и открытыми с сотрудниками.

#2. Знать ответы на эти вопросы и постоянно рассказывать командам:

  • Зачем вашей компании обратная связь?
  • Чего вы ждете от сотрудников?
  • Как будете работать с результатами?

А также не забыть добавить щепотку обучающих сессий.

И реальную работу с результатами, чтобы сотрудники видели, что их слышат.

Как работать с результатами?

#1. Быть открытыми с руководителями и сотрудниками.

#2. Внимательными ко всем проблемам, о которых говорят сотрудники.

#3. Честными на всех уровнях.

Для кого полезны отчеты?

Для руководителей HR-департамента, топ-менеджмента компании. Они смотрят общие отчеты по командам и дашборды по сотрудникам, у которых растет или снижается эффективность.

Для менеджеров по персоналу. Они собирают более подробную аналитику по отдельным сотрудникам, конфликтным зонам.

Для лидов команд и/или руководителей отделов. Они смотрят отчет настроений по своим командам и детально анализируют сотрудников, изменения их эффективности и прямую обратную связь, чтобы предоставить полезный фидбэк один на один и оперативно отреагировать, если что-то идет не так. С помощью этого отчета лид может корректировать свой подход к управлению. Плюс в обычных условиях руководителю крайне трудно узнавать, что о его сотруднике думают коллеги из других команд, а здесь он получает честную и быструю обратную связь.

К другим статьям