Как изменился рекрутмент на удаленке: инструменты для каждого этапа воронки
Удаленка изменила специфику работы: одни инструменты и подходы перестали работать, другие — сильно изменились. Рассказываем, какие инструменты помогают эффективно закрывать заявки при удаленном поиске.
Что изменилось в процессах
Если кандидатов и раньше искали преимущественно через джоб-сайты или социальные сети, то перевести в онлайн отбор и оценку без личных встреч оказалось сложнее. Что с этим делать? Максимально использовать доступные технологии и настроить качественную систему фильтров.
В офлайне рекрутер работает так: составляет с руководителем заявку на подбор, потом на ее основе — текст вакансии, которую размещает на профильных площадках, затем анализирует отклики, выбирает лучших кандидатов, приносит заказчику распечатанные резюме, согласовывает их и, наконец, приглашает финалистов на интервью.
С переходом в онлайн все эти процессы стали съедать больше времени: нужно удаленно связаться с руководителем или с заказчиком, отправить ему резюме, проследить, чтобы ничего не потерялось, организовать обратную связь. То, что раньше укладывалось в личную встречу на несколько минут, требует сейчас совершенно другого образа действий. Хорошая новость в том, что это дело привычки, а если удобно организовать общее рабочее онлайн-пространство, можно в разы повысить эффективность подбора.
Предварительный отбор: используйте фильтры
Если в офлайне рекрутер старается никого не пропустить и со всеми пообщаться лично, то в условиях удалёнки это просто невозможно. Приходится экономить время и использовать доступные инструменты.
Первое, что нужно сделать, — настроить качественную систему фильтров. С ее помощью вы сузите воронку, чтобы в нее не попали заведомо неподходящие кандидаты.
Такими фильтрами могут стать:
- профессиональные или личностные тесты, например ;
- кейсы и профессиональные тестовые задания;
- формальные фильтры по опыту и компетенциям.
Разрабатывайте такие фильтры самостоятельно — они еще сослужат вам службу по другим вакансиям — или используйте внешние источники.
Например, в облачной CRM для рекрутинга Talantix есть автофильтр кандидатов: вы указываете важные поля, а система сама разбирает отклики и переносит кандидатов на следующий этап подбора. Удобно, что настройки такого фильтра можно изменить в любой момент работы с вакансией.

Инструменты:
- Автофильтры.
- Сервисы предварительной оценки кандидатов, например «Вопросы и тесты».
- Сервисы для разбора откликов по массовым вакансиям, например с помощью голосовых ботов и чат-ботов («Виртуальный рекрутер»).
- Тестовые задания — задачи, кейсы, как можно больше практики.
- Профили кандидатов и структурированные интервью — помогут объективнее и точнее определять, подходит вам кандидат или нет, на всех этапах отбора.
Онлайн-собеседования и видеоинтервью
С помощью хорошо настроенных фильтров вы исключили неподходящих кандидатов и максимально сузили воронку. Что дальше? «Нужно проводить интервью», — ответите вы. Да, но здесь тоже есть нюансы онлайн-форматов.
В чем разница
В первую очередь разберемся с разницей между обычным созвоном в мессенджере и стандартизированным видеоинтервью. Первое вы проводите в режиме реального времени (с помощью Skype, Zoom или других приложений) — это просто способ увидеть кандидата и поговорить. Второе — это видео, которые кандидаты записывают самостоятельно, отвечая на заранее подготовленный для них опросник. Автоматизировать интервью можно не только с помощью видео, можно предложить кандидату записать ответы в аудиоформате или пообщаться с ботом.

В случае с автоматизированным интервью задача рекрутера — просмотреть или прослушать материалы и выбрать лучших кандидатов. Не забывайте быстро фиксировать свои впечатления о соискателе и делать важные пометки. Это поможет не утонуть в море информации.
Финальное интервью
Когда осталось всего несколько кандидатов, можно вернуться и к обычному общению по Microsoft Teams, Skype, Zoom или через любое другое удобное вам ПО или приложение. Можно сделать коллективный звонок, познакомив соискателя с руководителем или даже со всей командой. Обязательно используйте видео, это поможет установить контакт и сделает общение менее сухим.
Инструменты:
- Skype, Zoom, Hangouts, WhatsApp, мессенджеры — любой софт для видеозвонков.
- Встроенные решения для онлайн-интервью в hh.ru и Talantix.
- Wepow, Skillaz — решения для асинхронных видеоинтервью.
Обратная связь и согласование кандидата
В условиях удаленного сотрудничества очень важна обратная связь: заказчику может казаться, что рекрутер не работает или что процесс не движется. Чтобы такого не было, держите всех заинтересованных людей в курсе своей работы. Проводите краткий ежедневный созвон по статусам задач или включите в работу новые онлайн-инструменты.
Используйте общие «доски» для задач. Например, Trello — ставьте сроки, перемещайте заявку по этапам, делайте пометки. В любой момент заказчик сможет зайти в приложение и посмотреть, как идут дела. Для этих же целей можно использовать Excel Online, «Google-таблицы» или создавать совместные страницы и мини-базы данных в Notion.
Назначьте регулярные планерки. Отлично работает связка: общая «доска» или система файлов плюс онлайн-планерки в начале и в конце недели. Так мы делаем связь упорядоченной.
Обратите внимание на психологический момент: если заказчик привык принимать решение о найме во время личной встречи с кандидатом, у него может быть страх выбрать из-за удаленного формата интервью «не того» специалиста. Чаще всего этот страх чисто интуитивный, чтобы его развеять, используйте логику и четко структурируйте критерии отбора. Разделите так называемые софтскилы и хардскилы, проговорите с заказчиком подбора, как будете проверять те и другие. Если разложить всё по полочкам, сомнения уйдут сами собой.
Инструменты:
- Электронная почта или общий чат в мессенджере — договоритесь об общем пространстве для общения.
- Общие доски — Trello, Excel Online и другие, создайте общее пространство для задач.
- СRM-система для рекрутмента, например Talantix — для построения командной работы по подбору в облаке.
- Google Диск, Dropbox или другие облачные хранилища — создайте структуру папок для хранения всех документов, расшарьте на всех коллег.
- Регулярные онлайн-планерки по статусам задач.
Посмотреть, какие еще есть варианты инструментов для взаимодействия, можно здесь.
Оффер
Когда компания определилась с кандидатом, самое время делать оффер. Чтобы он выглядел ярко и небанально, сделайте сообщение брендированным. Расставьте в оффере акценты на ключевых предпочтениях кандидата. Если он говорил, что хочет развиваться, — распишите возможные зоны развития в компании. Если интересовался «плюшками», не забудьте о них упомянуть. Таким образом вы покажете кандидату, что к его кандидатуре отнеслись действительно внимательно, его в вашей компании оценили и ждут. Это поможет мотивировать человека на старте работы в новом, удаленном формате.
Инструменты:
Брендированные шаблоны писем и офферов.

На рынке достаточно инструментов, которые позволяют перевести в онлайн все 100% процессов подбора. Из них даже можно выбирать, но при выборе решений отдавайте предпочтение тем, которые полностью интегрированы с ресурсной базой для поиска кандидатов, — чтобы бесшовно перенести всю работу рекрутера в онлайн и пользоваться ими в дальнейшем. Ведь к хорошему и удобному привыкаешь быстро.