Рынок труда Москвы в цифрах: итоги декабря и 2016 года в целом
Подробные итоги декабря и 2016 года в целом на рынке труда Москвы.

По итогам 2016 года спрос на московском рынке труда вырос на 16%, а количество резюме — на 7%. Уровень конкуренции при этом составил 9 человек на одну позицию.
В среднем каждый день в 2016 году на сайте hh.ru было доступно 76 тыс. вакансий и почти 703 тыс. активных резюме.


С последними ключевыми трендами на региональных рынках труда можно ознакомиться в онлайн-системе мониторинга рынка труда «Индекс HeadHunter».
Динамика вакансий и резюме
Весь 2016 год оказался благоприятным на фоне негативных тенденций 2014-2015 гг. За год количество вакансий выросло на 16%, причем наиболее удачными месяцами оказались май, июнь и июль. Конечно, на это повлиял и «эффект низкой базы»: все показатели 2016 года сравнивались с негативными значениями прошлого года. В декабре 2016 года в Москве было на 17% больше вакансий, чем год назад.

Соискательская активность в Москве в 2016 г. была гораздо ниже, чем в 2014-2015 гг. Только в январе и феврале 2016 года она была выше аналогичного периода 2015 года. В остальные месяцы показатели были наименьшими.
По итогам года на рынке было всего на 7% больше активных резюме, чем годом ранее. Для сравнения, в 2015 году этот показатель составил 34%, а в 2014 году — 20%.
Снижение активности на рынке началось во второй половине 2016 года. Соискатели приспособились к новым условиям на рынке, перестали паниковать, стали больше ценить текущее место работы, не спешат увольняться. Рынок труда снова превратился в «рынок работодателя», поэтому соискатели снизили свои требования к работе, некоторые соглашались на более низкую зарплату (но не более чем на 10% от предыдущей), занялись развитием своим навыков, чтобы показать себя более эффективными. Работодатели, в свою очередь, стали более требовательны, при найме сотрудников начали использовать различные методы оценки персонала, чтобы приглашать на работу лучших кандидатов. Как работники не заинтересованы в потере работы, так и работодатели не заинтересованы в потере сотрудников, особенно когда нужно заниматься возвратом утерянных позиций, и времени на поиски и замену сотрудника нет.

В целом, несмотря на наличие положительных тенденций в ушедшем году, докризисного уровня по количеству вакансий московский рынок достиг только июле, августе и сентябре 2016 года. Именно тогда спрос превысил август 2014 года. Но при этом стоит отметить, что на протяжении всего года негативная динамика отставания от августа 2014 года из месяца в месяц улучшалась. На отрицательных показателях зимнего периода частично сказалась сезонность.

Динамика вакансий и резюме по профобластям
Наиболее стабильной профессиональной областью в 2016 году по количеству вакансий оказалась сфера «Консультирование» — в 2016 году спрос вырос на 70%. Также неплохо обстояли дела в транспортно-логистической области, HR, ИТ, науке и спорте.
По-прежнему в «зоне риска» находятся сферы услуг: страхование, туризм и гостиничный бизнес, банковская сфера, а также добыча сырья. В начале года в эту зону также попадали домашний и рабочий персонал, госсектор и молодые специалисты, но затем эти сферы улучшили свои показатели.
По итогам декабря 2016 года традиционно почти во всех сферах спрос снизился относительно ноября 2016 года и вырос относительно декабря 2015 года.



Наибольший прирост резюме в 2016 году по сравнению с 2015 годом зафиксирован в профобласти «Рабочий персонал» — на 26% и «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» — на 20%. А наименьший — в маркетинге и среди молодежи — на 1% и 2% соответственно.



Структура вакансий и резюме по профобластям
Наибольшее количество вакансий в 2016 году наблюдалось в сфере «Продажи» (36% от общего спроса). Вторую строчку заняла ИТ-сфера (16%), третью — «Начало карьеры, студенты» (13%). На 4-м месте расположилась профобласть «Маркетинг, реклама, PR» с долей 10%. У строительной сферы эта доля составила 9%. В течение года эта структура не изменилась.
А вот если сравнивать со структурой 2013-2014 гг., то можно заметить, что профобласти «Продажи» и «Начало карьеры» нарастили свои доли (например, доля сферы продаж в 2013 году составляла 27%), а у профобластей «Административный персонал» и «Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия» напротив, доля на рынке уменьшилась.
Меньше всего вакансий традиционно размещается в сферах «Госслужба, НКО», «Добыча сырья» и «Домашний персонал» — совокупно не более 1,5% всех вакансий по итогам 2016 года.

Что касается резюме, то больше всего их по итогам 2016 года было размещено в сферах «Начало карьеры, студенты» и «Продажи» (13% и 11% соответственно). На третьем месте — сфера «Административный персонал» (9%), на четвертом — «Бухгалтерия и финансы предприятия», замыкает пятерку — «ИТ» (по 7% каждая).
В отличие от ситуации на рынке вакансий, на рынке резюме последние несколько лет незначительно растет доля резюме административного персонала.

Структура спроса по опыту работы, графику работы, уровню позиции и отрасли деятельности компании
В 2016 году 45% всех вакансий были ориентированы на кандидатов с опытом от 1 года до 3 лет (годом ранее — 44%). Каждая четвертая вакансия подходила специалисту с опытом работы до года (26%). В 2016 году наблюдалось смещение спроса в сторону более опытных специалистов. Порядка 25% всех вакансий в 2016 году были ориентированы на специалистов с опытом от 3 до 6 лет (в 2015 году — 21%). Доля вакансий для специалистов с опытом более 6 лет составила около 4%.

Серьезных изменений в требуемом графике работы за год не отмечено. Основной спрос в Москве — это вакансии, в которых указан полный рабочий день. Еще 17% вакансий предлагают сменный график. За год с 6,5% до 5% снизилась доля вакансий с гибким графиком работы.

По итогам 2016 года больше всего вакансий в Москве разместили предприятия, представляющие розничную торговлю — 24% от всего рынка в Москве. На втором месте — ИТ-компании (13% вакансий). На третьем — организации, занимающиеся непищевыми товарами народного потребления (11%), на четвертом — компании, занимающими услугами для бизнеса (10%), а на пятом — строительные организации (9%).
Стоить отметить, что компании, занимающиеся услугами для бизнеса, — это чаще кадровые агентства, реже консалтинговые компании и еще реже компании, оказывающие юридические услуги.

hh.индекс — дефицитность специалистов
В 2016 году на одну вакансию претендовали 9 человек, в то время как годом ранее — 10 человек. Наиболее критичной конкурентная ситуация была в марте 2015 г. — 11 человек на одно вакантное место. К лету hh.индекс снизился до отметки в 7-8 пунктов, а осенью наблюдался традиционный сезонный рост показателя.

Если говорить про профобласти, то наименьшая конкуренция среди соискателей при поиске работы в 2016 году, как и годом ранее, была традиционно отмечена в сферах «Консультирование»: hh.индекс составил не более 1,3. Позиции этой профобласти являются самыми дефицитными для работодателей вследствие ограниченного выбора среди кандидатов.
Также дефицитными стали специалисты из профобласти «Инсталляция и сервис»: hh.индекс составил 2,4.
Наибольшая конкуренция за вакантное место отмечалась в сферах «Государственная служба, некоммерческие организации» и «Высший менеджмент»: 30 и 22 человека на одно место соответственно.
Серьезнее всего за год выросла конкуренция в профобластях:
- «Государственная служба, некоммерческие организации» (на 3 человека);
- «Добыча сырья» (на 2 человека).
Напротив, явное снижение конкуренции в 2016 году относительно 2015 года наблюдалось в таких сферах, как «Искусство, развлечения, масс-медиа» (на 3 человека на одну вакансию), «Транспорт, логистика», «Наука, образование» и «Управление персоналом, тренинги» (на 2-3 человека).

