Не сидеть в декрете. Истории женщин, которые освоили новую профессию во время декретного отпуска
Мария Шумихина, психотерапевт и коуч, член правления Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций
Большинство женщин, которые выходят в декрет, не представляют, как может измениться их жизнь с рождением ребенка. Более того, женщина не знает, как сильно может измениться она сама. Пару месяцев назад она радовалась командировкам на край света, а теперь задумывается — действительно ли это то, чего я хочу? «Туда ли я живу?».
Как правило, поиск нового смысла в деятельности приходит, когда бодрствование над младенцем уже позади и есть возможность немного выспаться. Я знаю немало женщин, у которых до выхода в декрет были совершенно определенные планы на свою карьеру, иногда — высокий статус. Но внезапно становились важными иные ценности. Например, желание большей близости с членами семьи (и, значит, необходимость вкладывать в отношения больше внимания). Или становится важным найти время только для себя.
Кроме того, есть такой психологический феномен: мать маленького ребенка «синхронизируется» с ним эмоционально и заново проживает те эмоциональные части личности, которые не реализовывались во взрослой жизни. Ее восприятие жизни становится более образным и ярким, хочется ярких стимулов и уже трудно возвращаться, скажем, к аналитической деятельности. Приходится искать новые смыслы в деятельности, и новая творческая профессия — с более яркими, конкретными, визуальными результатами — часто видится более подходящей.
Есть и еще один аспект — появление ребенка заставляет экономить силы в тех областях, где раньше ресурса было в избытке. Поэтому, если до декрета женщина могла не замечать, как начинается профессиональное выгорание, то теперь она экономит силы и лучше прислушивается к себе. И тогда почти физически невозможно заставить себя вернуться туда, где есть риск или ощущение выгорания. На таком фоне желание сменить профессию будет непреодолимым. И никакие волевые усилия — «Вспомни, сколько тебе там платят!» — уже не помогают.
Когда мы попробовали что-то и понимаем, как это работает, нам легче увидеть, какое решение будет максимально удачным в наших обстоятельствах. Опыт позволяет делать более компетентный выбор или придумывать компромиссные решения: если я была бухгалтером, потом попробовала быть художником, и это не дало желаемой реализации, возможно, быть финансовым директором в картинной галерее - это мой путь соединения разных частей своей личности.
Дарья. Из эксперта депозитарного отдела в дизайнера интерьеров
Я работала в ING Bank (Eurasia) экспертом в депозитарном отделе. Это была хорошо оплачиваемая и безопасная, но рутинная работа. Была страховка, весь соцпакет, но я понимала, что застряла, мне хотелось видеть результаты своей работы, делать что-то осязаемое.
В 35 лет ушла в декрет и родила второго ребенка. Примерно через год возникло подсознательное желание обучиться дизайну интерьеров. Еще через год, потому что надо было записываться заранее, я попала в школу дизайна «Детали». После годового обучения и стажировки во Флоренции я начала работать.
До этого я не представляла, как можно быть фрилансером и не получать от компании стабильную зарплату. Я работала с 17 лет и всегда очень осторожно относилась к переменам. Еще в то время, когда я училась, бытовало мнение, что все дизайнеры и декораторы — это женщины-домохозяйки, которым нечем заняться и они думают только об обустройстве дома. Но эта история не про меня. Дизайн мне нравился всегда, и я не была домохозяйкой. Учиться пошла на собственные деньги, которые у меня были отложены. Но я шла скорее попробовать, не ожидая, что это перерастет в профессию.
Первые проекты получились благодаря сотрудничеству с подругой. Она занималась недвижимостью в Испании, и у нее были клиенты, которые покупали дома и хотели их обставить, оборудовать.
Начинать было страшно. Я не могла сказать, что чего-то не знаю и не умею. Я не была девочкой двадцати трех лет после института. Это был уже зрелый возраст, и приходилось быть максимально уверенной, иногда даже блефовать и говорить, что опыт у меня был. Кстати, не смотря на это, мои первые заказчики со мной еще долго работали. Получилось хорошее сотрудничество, которым они остались довольны.
Так я перешла на фриланс. Уверенности в правильном выборе еще не было. Но вернуться обратно я не смогла бы — привыкла к свободному расписанию, к тому, что я сама себе хозяйка, к возможности сразу видеть результат и реакцию людей. Это ощущение, когда еще недавно ничего не было и вот я это сделала — совсем другой кайф.
Я занимаюсь дизайном интерьеров уже 9 лет, и у меня своя компания. Со мной удаленно на фрилансе работают: архитектор, художник и ассистент. И хотя были разные моменты — например, когда заказы шли не стабильно и не было работы, — я не жалею о своем выборе.
Анна Снегина. Из менеджера зала казино в фотографы
О смене профессии я задумалась в возрасте 29 лет, когда ожидала второго ребенка. Незадолго до этого, после первого декрета, я вышла на свою прежнюю работу — менеджером казино на Новом Арбате. Этот период совпал с закрытием всех игровых заведений на территории РФ. Я получила расчет и смогла заниматься тем, что мне нравилось — фотографией.
Я увлекалась ей со студенчества, но почти 10 лет проработала в казино и времени на профессиональное занятие фотографией не было. Хотя уже тогда фотографировала и даже выигрывала конкурсы с маленьким дешевым цифровым фотоаппаратом. Когда родился первый ребенок, муж подарил мне хороший фотоаппарат. Он решил инвестировать в мое хобби, чтобы я могла заниматься тем, что мне по душе. С этим фотоаппаратом я выиграла в конкурсе «Прогулки по городам» и в конкурсе Kenzo журнала «Караван историй». В последнем я взяла главный приз от креативного директора дома Kenzo и победила среди 5 000 участников. Все предпосылки, чтобы перейти в профессию, уже были.
Кроме того, что участвовала в конкурсах, я фотографировала друзей и знакомых, которые меня об этом просили. Первая платная фотосессия случилась во время второй беременности. Пошли клиенты, стала еще чаще участвовать в фотоконкурсах. Так как из декрета возвращаться уже было некуда, то все силы были отданы фотографии. Так с 2009 года я являюсь профессиональным фотографом.
Переход в профессию и развитие в ней получились очень плавными. Чтобы профессионально расти, я много тренировалась сама, читала статьи, смотрела работы других фотографов. Фотография — это та область, в которой нет потолка. Поэтому я всегда стараюсь посещать художественные галереи в новых городах и продолжаю участвовать в конкурсах.
Александра Чарикова. Из менеджера мобильных продуктов в PR-менеджера
До декрета я работала в «Яндексе». Была менеджером мобильных продуктов «Яндекс.Деньги», занималась их развитием и продвижением. Проработала в компании 5 лет — до 29. Меня все устраивало. Хорошая, открытая компания, которая дает своим сотрудникам расти. Уходя в декрет, я думала, что быстро вернусь. Даже говорила коллегам: «Подождите 8–9 месяцев. Как только ребенок повзрослеет, я приду».
Но, спустя семь месяцев после рождения дочери, я поняла, что она еще очень маленькая, и я ей намного нужнее, чем коллегам. Поэтому решила остаться в декрете.
Параллельно с этим я занималась своими проектами. На тот момент уже много лет вела тематический блог о хендмейде, около семи лет проводила блогерские мероприятия-встречи. Во время декрета интерес к блогу повысился, я стала больше писать о своей жизни и интересах. Потратила много времени на обучение: проходила курсы онлайн-школ, участвовала в интенсивах для блогеров. Очень помогало второе высшее образование — дизайнерское, так как знала основы композиции, как пользоваться различными программами. Но в целом это была практика: работа методом проб и ошибок, тренировка насмотренности, ориентация на зарубежные блоги, людей, которые мне нравились.
Так получилось, что после первого декрета я практически сразу ушла в декрет второй раз. Когда младшей дочери исполнилось 1,5 года, поняла, что хочется большей стабильности. Пришла в «Яндекс» и поняла, что компания изменилась, я изменилась, и мы уже идем разными путями.
Мой опыт, приобретенный за 4,5 года декрета, был уже не про платежные системы и диджитал в чистом виде. Я развивалась в ведении блога, проводила мероприятия и продвигала их. Меня стали интересовать детские книги, потому что старшая дочь подросла. Я начала сотрудничать с издательствами и писать о книгах.
Мне хотелось работать над таким продуктом, который будет близок мне. И это получилось в издательстве МИФ. Я увидела вакансию ведущего PR-менеджера с задачами продвижения книжных продуктов. Благодаря тому, что я делала в декрете, у меня был необходимый опыт продвижения, и меня взяли.
Сейчас, после года в МИФе, я перехожу на позицию менеджера продукта, уже книжного. Челлендж для меня был не только в выходе на работу после декрета, но и в том, что работа в МИФ — это работа в режиме хоум-офиса. У нас около 200 сотрудников, которые работают из дома, все время онлайн, в созвонах, синхронизированных общих документах. Мне надо было наладить свою жизнь таким образом, чтобы я могла работать из дома целый день, не отвлекаясь. И это не так просто, как кажется. Нужно очень четко планировать время, стараться держать баланс между работой и семьей, не выполнять задачи в вечернее время и выходные. Параллельно с работой в компании, семейными делами, стараюсь выделять время для блога, хотя теперь на это достаточно мало времени. Но мне кажется, я хорошо справляюсь!
Анастасия Черникова. Из продакт-менеджера — в мультипликатора
До декрета около 10 лет я работала продакт-менеджером в крупной компании и возглавляла направление разработки мобильных приложений. Мне это нравилось. Также мне всегда нравились компьютерные игры. Поэтому, уходя в декрет в конце 2011 года, я задумалась о переходе в ИТ, а именно в gamedev (разработка компьютерных игр — Прим. ред.).
Когда ребенку было полгода, я поступила в Scream School на гейм-дизайн. После окончания курса мы с ребятами открыли свой бизнес по разработке компьютерных игр. На тот момент мне было 33 года.
Компания была небольшая. Я занималась всей организационно-финансовой частью, проджект-менеджментом и в оставшееся время — разработкой игр и анимацией.
Через 2,5 года я ушла из бизнеса. Это оказалось сложно: я достаточно далеко живу, и на дорогу уходило около трех часов, она съедала много времени. Ребенок был маленький, и я почти перестала его видеть.
После выхода из бизнеса я собиралась сидеть дома и заниматься семьей, но оказалось, что моей энергии слишком много. Проджект- или продакт-менеджером я бы не смогла работать удаленно, на тот момент это не было так распространено. И я стала думать, чем можно заниматься из дома.
Сначала начала рисовать и анимировать для себя, для души. Потом пошла учиться анимации, закончила курсы, и пошли заказы. Сейчас занимаюсь мультипликацией в рекламе как фрилансер.
На момент перехода в мультипликацию мне было 35. Переход получился спокойным, так как была поддержка от мужа. Но получаю меньше, чем до перехода на фриланс. О переходе обратно в офис подумаю, когда ребенок пойдет в школу. Предложения поступают, но я пока не принимаю их.